Зачем нужно НЛП? - НЛП не распространено?
Интервью с Виктором Савицким для веб-сайта MPN.RU
НЛП не распространено в России?
Участники: психолог, международный сертифицированный тренер НЛП Виктор Николаевич Савицкий, студенты курса Сертифицированный Практик НЛП Антон, Максим, Андрей и др.
Виктор Николаевич Савицкий (далее В. Н. С. ) : -Так, еще вопросы…
Антон: - Почему в России….
В. Н. С. (неожиданно и аккуратно останавливает Антона, комментируя для всех) : Вопрос «Почему?» значит Какие ценности в России….
Антон (продолжает): - Почему в России… , на Ваш взгляд, НЛП не так распространено, как другие прикладные науки?
В. Н. С.: - Сегодня я позвонил в одно рекламное агентство питерское и сказал им, что провожу тренинги. Они спросили: «Какие тренинги?» . Я сказал: «По НЛП». Они ответили: «Вопросов нет. Нам Интересно».
Если бы в 1992 или 1993 году, когда я работал в рекламном агентстве «Русская Пресс-служба» моим коллегам, которые особо и не знали, чем я занимаюсь, кто-то позвонил и сказал: «Мы проводим тренинги по НЛП…», то они бы ответили: «Какое эН-эЛ-Пэ…. Идите вы... Нам ваши тренинги не нужны…».
Вообще, тогда понятия тренинга для людей в том виде, в котором оно существует сейчас, небыло. О тренингах знали специалисты факультета психологии СПбГУ, или преподаватели Педагогического института им. Герцена (там работали выпускники ф-та психологии СПбГУ, и там была собственная кафедра психологии). О тренингах знали спортсмены, спортивные тренеры, немногочисленные дипломированные психологи.
Слово тренинг (коммуникации), или например фраза «Тренинг Социально-психологической коммуникации (СПТ)» были мало кому известны! А сейчас, благодаря спамерам Интернета, которые отправляют на мой почтовый ящик 300-400 писем в день, обязательно в каком-либо письме будет что-то такое:
«Тренинг! «Московских ухарей такая-то тренинговая компания…»
Или какие-то «Первые тренинговые кампании»…, «Вторые тренинговые компания»…
Ну вообщем, что-то вроде: «Х (Иксная) трениговая компания» проводит тренинг «Бешенные деньги». Спешите!». Ну и мне этот как спам присылают…
Но я не пойду туда. Потому, что они не выдержат ответы на мои вопросы. Куда спешить?
Я бы заплатил бы им большие деньги.. Но если я задам им свои вопросы, они на мои вопросы не ответят. У них наверно так принято. Они скажут, в лучшем случае: «У нас тренинг. Мы вас тренеруем. Нам вопросы задавать не надо. Мы вас трененеруем, а не Вы нас…»
Но я им скажу «Нужно ведь как-то отвечать на вопросы…. Классно же.. Надо же знать какую-то концепцию». Они скажут, как мне уже говорили: «Надо! Мы ее знаем. Но у нас тренинг! Вы платите деньги за это!».
Тогда бы мне пришлось сказать: «Но ведь меня забарсывают спамом о Вас?? За мои деньги? А они то не бешанные!» . Конечно, в этом моем ответе есть толика фантазии - я не употребляю спам.
Есть разные тренинги. Например, существуют тренинги по продажам совершенно диаметральной концепции. В одной концепции человек подходит и начинает осуществлять Классную презентацию. И все просто удивлены тому, как он может так классно выступать! А другой специалист отлично продает ничего не презентуя, а просто он задает тебе Вопросы, как покупателю! Это разные подходы. И разная свобода поведения.
Специалисты из спам-папки конечно скажут, что концепции продаж им знакомы, но они, как пользователи спама ответы на мои вопросы не выдержат… Они уже до тренинга учат спамить.
Конечно, если у людей нет образования (а образование сейчас стало дорогим, и становится все дороже), иногда приходится выбирать, если есть деньги, да, где пойти поучиться… но сама система выбора, бывает, дает сбои. И многие просто повторяют друг друга, уверяясь в правдоподобии пользы информации из спама.
Вот к Вам пришло огромное количество писем спама, и это кажется, более социально убедительным, чем та фирма, которая не распространяет спам! Получается, что вы поддерживаете спамера, если идете и субсидируете ту фирму, которая распространяет спам, поддерживаете спамера, потому что спамер выполняет заказ! К чему я все это говорю, то это же «этих распространенных» социальная ответственность. И конечно, когда вы меня спрашиваете: «Почему НЛП в России не распространено…
Максим (кивает, понимая продолжение, и продолжает сам):
- У меня вопрос! Почему все, кто даже знаком с НЛП, даже у меня на работе, в Отделе персонала, воспринимают как некоторую манипуляцию? Они, слыша про НЛП, автоматически не хотят слушать дальше и говорят, что это манипуляция! Ведь это же не манипуляция на самом деле?
В. Н. С: - Нет. Эта манипуляция на самом деле. Хотя если быть придирчивее, чем они, то нлп, конечно, научно-прикладная модель. Но людей можно понять. Они хотят и говорят: «Это манипуляция!». И они практически проецируют (осуществляют психологические проекции). И говорят вышесказанное.
А вот как Ты говоришь с этими людьми? Если Я буду подходить к этому, профессионально, как профессионал, то я скажу примерно следующее (но если я не очень хороший профессионал), я скажу: «Нет, это не манипуляция».
Если я буду профессионалом Чуть по-лучше, я скажу в ответ:
«Любая коммуникация – манипуляция. Потому, что манипуляция и коммуникация – это одно и тоже».
Т.к. в манипуляции, как и в коммуникации цели до конца не известны. Понятно? Да?
Более того, Коммуникация – единственная форма человеческой деятельности, по убеждениям некоторых психологов, во время которой формируются общие цели. Или меняются личные… Т.е. Цели меняются. Т.е. говорить практически о том, что эта Коммуникация не является Манипуляцией и манипуляция не нлп, нельзя. Понимаете?
Манипуляция – это не только нлп. Вся коммуникация – манипуляция!
Если бы специалист был бы Еще более продвинутый, то сказал бы этому человеку (тому, кто заявил о манипуляции нлп) в рамках его пожеланий, что-то так, чтоб за сообщениями этого человека (опонента) стал бы понятен следующий смысл:
-Уважаемый коллега Максим ! (Виктор Николаевич смотрит на Максима, спрашивая: «Тебе же на работе это говорили, Максим?») Я говорю о том, что нлп это манипуляция для того, что бы ты оценил Мои личностные качества. И оценил то, что я не хотел бы чтобы мной манипулировали, или что-то делали против моей воли. Поэтому, Уважай мой выбор! Если ты ничего не будешь делать, Максим, против моей воли, а я буду делать все по своей воле, то тогда мне не нужно никакое нлп!
Это понятно сказано? Эту фразу, которая могла бы исходить от опонента трудно понять сразу. Еще раз:
-Уважаемый коллега, я хотел бы, чтобы было «все по-моему»! А по-этому, я не хотел бы потерять свои Желания и свою Волю, я хотел бы чтоб мои цели остались при мне! И поэтому я опасаюсь каких-то названий, например нлп, потому, что я его не знаю. И если его будут использовать, чтобы менять мои цели, то я буду называть это манипуляцией. Другими словами, я не хотел бы, чтоб мне меняли цели другие люди. Я не хотел бы, чтоб мои цели совпадали с целями других более точно, чем раньше… И я хотел бы остаться при своем мнении… И я хотел бы чтоб ты оценил, что я, как человеческое существо имею возможность жить так, как я хочу. И по этому не важно, есть нлп или нет.
Причина такого мнения о нлп проста. В суждени человека о том, что нлп – это манипуляция стоит отстаивание своих интересов и ценностей. И человек предполагает: «Уважай мои ценности!... И там, где на меня влияют, мне это не нравится»…
И это в порядке вещей! Но вот в чем дело. Если человек развивает доверие, и развивает доверие к другому, то без коммуникации-манипуляции, влияния, не обойтись.
А сейчас в мире кризис доверия. И в семьях кризис доверия, и между людьми, и Интернет позволил людям по-другому взглянуть на правду о мире.
И сотовые телефоны, например.
Когда Вы в любое время можете узнать, что думает человек по какому-либо поводу, но не можете узнать то, где он находится. А если Вы узнаете, где он находится? Что произойдет от этого? Да?
Помните: «Где ты! Где ты!» заявляет персонаж одной из песен Шнурова.. , «Вне зоны доступа…» - вторит другой персонаж в песне из к/ф «"Питер FM», практически, это большие трагедии для отдельного человека, и маленькая остановка для всего человечества. Но остановка для движения куда?
Т.е. сейчас человек может Увеличить количество социальных контактов, протоколы связи шифруются, люди могут друг другу не доверять, а в мире мы все время на связи, это очень интересное мнение, ситуация. Мы все время на связи, но Где мы и с кем находимся вместе?
Недавно забавное проишествие произошло. Фирме МОТОРОЛА Таможенная служба РФ возвращает обратно за рубеж часть не уничтоженных сотовых телефонов, которые конфисковали и стали продавать значительно дешевле их себестоимости, а некоторые из этих сотовых телефонов уничтожили. Когда письмо о ситуации попало В. В. Путину, там и еще кому-то из верховной власти, они наверное, сказали: «Верните эти телефоны! Почему они проникают через границу? По мнению экспертов они хуже, чем другие сотовые телефоны, потому что они облучают мозг сильнее в несколько раз». Вам понятна суть ситуации?
Кому тут доверять? Это Кризис доверия. Толи правительству доверять России, толи Путину Владимиру Владимировичу, президенту. Толи фирме Моторола, которую не пустили на рынок. Толи таможенникам. Трудно разобраться. Множественность восприятия.
Наверняка, есть какая-то канва не только за тем поведением людей и персонажей, которые описаны в этой метафоре, связанной с сотовыми телефонами. Но есть и канва появления именно такой статьи в средствах массовой информации по поводу телефонов Моторолла. Это Кризис доверия? Да?
Кризис доверия потому, что самолеты падают. Кризис доверия между Украиной и Россией. Например, языковая проблема: толи лингвисты Украины слабы, потому что до сих пор не могут понять связь происхождения Украинского языка со славянским языком и русским языком, и отрицают ее… Толи еще что-то… Выясняют отношения о том, где Иван Грозный и Борис Годунов жили: в Московии или России?
Кризис доверия на ближнем востоке. Кризис доверия Северной и Южной Кореи. Жизнь подкидывает все более сложные проблемы. И когда мы испытываем недоверие, да, мы тогда ищем возможности, понимаете?
Мне кажется, что надо доверие усиливать, уметь управлять им. И бывает кажется, что если вы доверяете в мелочах, то значит в целом, вопрос о доверии должен быть и может быть вообще снят! Понимате о чем я говорю?
Если вы учитесь доверять в мелочах, значит, бывает и в целом вы доверяете всей рамке взаимоотношений! Например, вы смотрите телевизор, и вы можете доверять и не доверять человеку, который выступает по телевизору. Это понятно? Но это значит, что вы доверяете этой телевизионной передаче в целом. Понимаете? А это правильно?
Кризис доверия заключается в том, что люди могут в мелочах не доверять, и по крупному тоже не доверять. Но ведь они могут не доверять по крупному, а в мелочах вроде бы поверить!
Это перемешивание по логическим уровням большого и малого, того, на что стоит опираться в отношениях, а на что не стоит, характерно для очень многих людей.
Вообще, очень много на эту тему интересного говорить. Вообще, эта тема интересная.
И, конечно же, доверие связано с риском. Но это уже типичный вопрос для специалистов по нлп. Как говорил Ричард Бендлер (со-основатель нлп): «Без риска нет доверия». Понятно?
Там где вы знаете результат на 100 процентов, прогноз на 100 процентов, или на 99, там уж доверять практически нечему, понимаете? Риски в современном обществе растут. Хотя бы просто по тому, что сотовым телефоном сейчас начинает пользоваться каждый человек в мире. Многие люди в мире могут пользоваться сотовыми телефонами, и конечно в России по крайней мере, да? Количество сотовых телефонов сейчас больше чем количество стационарных телефонов. Да? А где телефоны МОТРОЛА? Это серьезно…
И конечно, мы же доверяем манипуляционным протоколам передачи данных сотовых и интернет сетей, да? А вдруг что-то там не так?
Так стоит ли доверять, казалось бы, такой мелочи, как нлп, когда кругом одна манипуляция? Вы понимаете?
Ладно...
Вопросы еще есть? Вопросов нет больше?
Конец четвертой части
- << Назад
- Вперёд
Наше видео на YouTube!
Вы можете посмотреть видеролики выступлений В. Н. Савицкого, руководителя Центра тренинга MPN.RU.
Логин
×Зарегистрироваться
Если вы хотели бы подписаться на нашу электронную рассылку и быть в курсе событий на нашем сайте, то можете зарегистрироваться. Обратите внимание, что Администратор может отказать Вам в регистрации без объяснения причин.
×